
Илья Репин в Пашковке
Пашковская: приехал художник столичный, казаков малевать…
Потомки казаков, с которых Репин писал своих «запорожцев», до сих пор живут в Краснодаре. Интернет-портал «Кубань 24» поговорил с некоторыми из них.
В июне 2018 года исполнилось 130 лет с посещения Ильей Репиным станицы Пашковской. Художник приехал на Кубань в поисках типажей для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». И нашел их.
Долгие поиски
Идея картины родилась у Репина после разговора с историком Дмитрием Яворницким, от которого живописец услыхал и историю с письмом запорожцев, и текст самого письма. Вдохновившись услышанным, художник задумал большое историческое полотно, но работа над ним, начатая в 1880 году, шла медленно. Трудностью для мастера стало отсутствие в центральной России типажей, с которых художник мог бы писать казаков. В поиске натурщиков, отвечавших его замыслу, Илья Ефимович побывал на Украине — в Запорожье, где делал зарисовки и эскизы.

С этой же целью в июне 1888 года Репин прибыл на Кубань в станицу Пашковскую и поселился возле трактира Рантовского, где часто собиралось много казаков. Жил художник в гостевом доме казака Сотниченко на Петровской улице (ныне улица Евдокии Бершанской, дом 210, на доме установлена посвященная И. Е. Репину мемориальная доска). Дом с тех пор несколько раз менял владельцев и сейчас принадлежит двум хозяевам.
Пашковские казаки недоверчиво и даже пренебрежительно отнеслись к приезжему — «тут дел не мало, а еще сидеть перед художником», и Репину пришлось обратиться к атаману с просьбой, чтобы казаки ему позировали. Гуляя с сыном по Пашковке, художник отобрал для позирования следующих казаков — Д. И. Онищенко, М. Семака (героя обороны Севастополя в Крымскую войну), П. Н. Белого, В. М. Олешко, А. Г. Архипенко, пластуна П. Д. Лебедя, И. Ф. Шрамко и еще двух казаков, чьи фамилии не сохранились в истории. Репина интересовала мимика, манеры, движения казаков, и в Пашковской он наконец нашел то, что искал.
Также во время той поездки Репин нарисовал отдельные портреты всех позировавших ему пашковских казаков. Сегодня они хранятся в Русском художественном музее Санкт-Петербурга. А в Краснодаре и сейчас живут потомки позировавших Репину пашковчан Архипенко, Семака и Белого.
Маргарита Косач, потомок казака Архипенко:
«Когда мой прапрадед был отобран Репиным для позирования, он сразу решил, что будет позировать в горчичного цвета форме старого образца (он очень дорожил этой формой) и в папахе, в которой в конце 1860-х годов переселился на Кубань с Украины.
Существует семейное предание, что прапрадед понравился Илье Ефимовичу не только внешностью, но своим своенравным характером. Харизмой. Репин изобразил его на картине стоящим вторым слева от писаря. Бабушка, от которой мы это узнали, не любила об этом рассказывать, боясь каких-либо притеснений от советской власти.

Судьба прапрадеда сложилась трагически. Революцию он не принял. Будучи человеком своенравным, казак активно сопротивлялся новой власти, а потом понял, что это может плохо закончиться для его семьи. Позже, когда дочери Архипенко вышли замуж — по иронии судьбы за красноармейцев и большевиков — прапрадед с мужской половиной семейства попытался эмигрировать. Удалось ли им покинуть Советскую Россию — неизвестно. Никаких вестей от них оставшиеся дочери больше не получали»
Оксана Кривобородова, потомок казака Семака:
«Мой прапрадед Макар Семак по меркам станицы Пашковской был зажиточным, богатым казаком. Ему принадлежали обширные сады, на месте которых теперь располагается Краснодарская ТЭЦ. Именно в этих садах и рисовал Репин портреты пашковских казаков.
Наша семья в период советской власти старалась не болтать о том, что предок позировал Репину. Нам и самим бабушка рассказала об этом только перед самой смертью.
После установления советской власти на Кубани, Макар Семак сильно раздражал советскую власть тем, что откупал своих родственников и близких людей от трудовых повинностей. До последнего он сопротивлялся большевикам. Позже принял решение с самими близкими родственниками эмигрировать в Канаду. Удалось им это или нет — неизвестно. Сведений от уехавших не поступало, а кто не уехал — были раскулачены и репрессированы. В Пашковской в итоге остались лишь две внучки Семака — Прасковья Авраамовна и Екатерина Авраамовна. Через них под другими фамилиями и продолжился род Семака».
Олег Белый, потомок казака Белого:
«В моей семье не придавали большого значения тому, что предок позировал Репину. Мы узнали об этом от нашей бабушки Таисии, которая приходилась внучкой казаку Белому. Есть мнение, что именно Белый сказал фразу, которая в те дни стала популярной в Пашковской. «Приехал художник столичный, казаков малевать».

В Краснодаре увековечили память великого русского художника Ильи Репина
В Пашковском жилом районе прошла торжественная церемония открытия мемориальной доски великому русскому художнику Илье Ефимовичу Репину. В ней приняли участие глава администрации Карасунского округа Николай Хропов, депутат ЗСК Владимир Громов, депутаты городской Думы Краснодара, известный художник Геннадий Квашура.
— Карасунский округ богат историческими традициями, а станица Пашковская была и остается казачьей станицей. Илья Репин останавливался здесь, писал свои картины, и открытие мемориальной доски художнику — еще один шаг к увековечению его памяти, — сказал Николай Хропов.
На торжественной церемонии открытия мемориальной доски жителей мкр. Пашковский приветствовал депутат первого, четвертого и пятого созывов ЗСК, атаман Кубанского казачьего войска в 1990–2007 годах, профессор Владимир Громов.

— Именно после пребывания Ильи Ефимовича Репина в 1888 году в Екатеринодаре начала быстро расти слава станицы Пашковской. О быте казачьей станицы, о подвигах героев-казаков, проживающих здесь, узнали во многих уголках России, ведь Репин приехал сюда «за вольным духом казачества». В то время станица Пашковская стала тем уголком Кубани, где доживали свой долгий век старейшины казаков, освобождавшие Болгарию от турецкого ига, здесь были установлены охранные казачьи посты. Недаром именно здесь Репин отыскал интересные лица для своей картины «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», — сказал Владимир Громов.
Инициатором установки мемориальной доски выступил депутат городской Думы Краснодара Игорь Брагарник. Под его руководством представителями общественности Пашковского микрорайона проделали большую работу по сбору фактов о пребывании художника в Екатеринодаре. Председатель ТОС Анна Климова организовала в своем частном подворье небольшой музей о быте станичного казачества.
В ходе церемонии жителям дома № 210 по ул. им. Евдокии Бершанской, бывшей общественной гостинице, где останавливался художник, была вручена копия решения городской Думы Краснодара об установке мемориальной доски на здании.
Как отметил известный кубанский художник Геннадий Квашура, замысел картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» возник у Ильи Репина летом 1878 года. Работа над ней началась в 1880 году и была закончена в 1891 году. Для этюдов ему позировали пашковские казаки Демьян Онищенко, Василий Олешко, Парамон Белый, Макар Семак и Иван Федорович Шрамко, которого станичники называли «героем Шипки». Известно, что за неделю пребывания в станице Пашковской, с 9 до 15 июня 1888 года, Илья Ефимович обошел все дворы станицы, знакомился с бытом и нравами местных казаков, искал типажи.

Сегодня на доме по ул. им. Евдокии Бершанской, 210, была открыта мемориальная доска с надписью «На этом месте, в доме общественной гостиницы, в июне 1888 года останавливался великий русский художник Илья Ефимович Репин, где писал этюды к своей картине «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану».